В Новом Селе прошел митинг-реквием памяти жертв Хатынской трагедии

В Новом Селе прошел митинг-реквием памяти жертв Хатынской трагедии

Митинг-реквием по сожженной белорусской деревушке Хатынь, название которой стало нарицательным для всех населенных пунктов, разделивших ее участь, собрал у памятника жителям деревни Новое Село, заживо сожженными в Великую Отечественную войну, представителей власти, общественных организаций, духовенства, молодежь.
– Этот день в истории связан с ужасами Великой Отечественной войны. Оккупировав летом 1941 г. территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За 3 года оккупации на территории республики нацисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллиона 200 тысяч граждан. Осуществляя на практике человеконенавистнический план «Ост», гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции, во время одной из которых и погибли жители лесной белоруской деревни Хатынь, – рассказал заместитель председатель Кореличского районного исполнительного комитета Евгений Чичкан. – Во второй половине дня 22 марта 1943 года, вызвав подкрепление из города Логойска, где дислоцировался батальон СС, каратели 118 полицейского батальона направились в близлежащую деревню. Озверевшие фашисты, ворвавшись в д. Хатынь, окружили ее. Все население Хатыни (стариков, женщин, детей) выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Лишь трое детей, из находившихся в сарае, остались живы. Их нашли и выходили жители соседней деревни. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Не все хатынцы погибли, как считали каратели. Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне «нет!» Трагедия Хатыни – не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к мирному населению. Хатынь является для Беларуси символом несгибаемости нашего народа. Созданный на месте трагедии мемориальный комплекс стал олицетворением жертв, страданий и мужества белорусов в годы Великой Отечественной войны. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Трагическую судьбу Хатыни разделили и 12 деревень нашего Кореличского района. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые переживает сегодня каждый гражданин нашей страны.
Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.
– Территория Еремичского сельского совета пострадала в годы Великой Отечественной войны от немецко-фашистских захватчиков, – дополнил заместитель председателя КСУП «Царюка» Александр Костюкевич. – Здесь находится 10 памятных мест, где захоронены мирные жители и воины Красной армии. Так на левом берегу Немана захоронены 97 мирных жителя зверски расстрелянных фашистскими захватчиками в 1941 году, в деревне Лядки были расстреляны семьи партизан, дома их сожжены. В деревне Синявская Слобода захоронены 82 партизан и войска Красной армии. В деревне Рудьма захоронены 31 партизан, в деревне Черная захоронено 12 мирных жителей, в деревне Новое Село, которая является сестрой Хатыни, было убито и сожжено более 300 мирных жителей. Наши потомки должны помнить историю, чтобы не допустить повторения событий.
К присутствующим также обратились Мария Беленова и иерей Михаил Назаревич.

1
1
2
2